Гимн терских казаков

Между серыми камнями,
По ущельям среди скал
Серебристыми волнами
Бурный Терек пробегал.

Начинаясь у Казбека,
Наверху среди снегов,
Он уж больше чем три века,
Поит терских казаков.

И вспоенный ледяною
Чистой терскою водой
Казак сердцем и душою
Любит Терек свой родной.

Вот бежит, бежит наш Терек,
Бьет волнами по камням,
И ласкает влажный берег:
Не сдадимся мы врагам!

Что, казачки, нам преграды?
Пусть что хочет враг творит!
Служим мы не для награды –
Из нас каждый говорит.

Заповедовали деды:
Сберегать России честь!
Ради славы и победы
Своей жизни не жалеть!

Информация » Подвиги предков сохранили Россию

Подвиги предков сохранили Россию

Давайте мы с вами, читатель, мысленно перенесемся к истории возникновения станицы Ессентукской и самого курорта. И так, в 1798 году на середине расстояния между Горячими и Кислыми водами, в километре от устья реки Большой Ессентучок, для охраны проезжающей курортной публики был построен Бугунтинский, или Сентукский военный редут. С этого укрепления и начинается история поселения. В те  давние времена река Подкумок и речка Сентук были пограничными для Российской империи. Далее к югу простирались не разделенные с Турцией земли. В 1780 году строится Константиногорская крепость для защиты приезжающей на Горячие воды курортной публики. Широко были известны и целительные свойства нарзана, поэтому отдыхающие на Горячих водах обязательно ехали продолжать лечение в нарзанных ваннах. Для их защиты от нападения горцев снаряжались два раза в неделю целые экспедиции под охраной казаков. Вот для этого и был построен Сентукский военный редут, где располагались 50 человек пехоты и 30 казаков. Занимал он возвышенность на левом берегу речки, сейчас она называется Большой Ессентучок, откуда просматривалась вся дорога на Горячие воды и дальнейший путь на Кислые воды. Кроме того, через каждые несколько верст стояли казачьи пикеты. Возникает вопрос: почему дорога на Кислые воды шла не по пойме реки Подкумок, а по горным отрогам? В то время на Кавказе свирепствовала страшная болезнь чума. Захватила она своим черным крылом и Кавказские Минеральные Воды. Так только в период с 1804 по 1808 годы от этой болезни вымерло почти все население аулов Бастунджи, Аджиаул, Каррас, Кармааул, оставшиеся в живых переселились в ущелья Большой Кабарды. Был введен очень жесткий режим карантина, когда даже случайно зашедшего на запретную территорию человека сажали под арест на 2-3 месяца. Такой карантинной границей была река Подкумок. Этим  удачно пользовались горцы, которые совершали набеги на казачьи поселения, угоняли скот, переходили Подкумок и спокойно делили добычу на глазах своих преследователей. Вот почему далее от Сентукского редута курортники двигались на Кислые воды под усиленным конвоем казаков и в сопровождении пушки. Потом уже с переносом границы за нынешнюю Кисловодскую котловину надобность в таком военном редуте отпала, дорога стала проходить ближе к Подкумку, и казачий пост перенесли на речку Бугунту. Именно казаки этого поста рассказали доктору Гаазу в 1810 году о том, что их лошади часто ходят на водопой к болоту с соленой водой. Исследовав данное место, Гааз обнаружил на склонах небольшой горы выходящие на поверхность в нескольких местах источники, которые, сливаясь, образовывали речку Кислушу, теряющуюся в болотистой низине. Здесь же был найден небольшой водоем, из которого лошади пили воду. Это и были наши знаменитые впоследствии минеральные источники.
С открытием Ф. П. Гаазом минеральных источников еще не начинается освоение новой курортной местности, так как ввиду малого дебита целебных вод московский врач не придал им особого значения и лишь описал их в книге, которая вышла в 1811 году на французском языке в Париже.
Своим дальнейшим изучением курорт обязан профессору Петербургской  медико-хирургической академии А. П. Нелюбину. Он посетил ессентукские минеральные воды, подробно охарактеризовал, классифицировал источники и назвал их «жемчужиной Кавказских Минеральных Вод и национальной гордостью России». Нумерация, данная А. П. Нелюбиным, сохранилась и поныне: ессентуки-4, ессентуки-17. Всего было исследовано 23 источника. Большое влияние на развитие курорта оказали известные врачи и исследователи минеральных вод С. А. Смирнов, Ф. А. Баталин, А. И. Незлобинский, М. Д. Пономарёв и другие.
11(24) марта 1821 года Главнокомандующий Кавказским краем и Грузинским отдельным корпусом генерал А. П. Ермолов пишет рапорт  в столицу: «Подаваясь линией по сухой черте вперед, сообразно естественному положению и вместе утверждая вторую цепь ея прочным поселение от Кисловодска вниз по Подкумку до Горячих вод, представляются на сем расстоянии места, хорошими удобностями снабженные для водворения двух станиц: одной при месте и речке Ессентуки, а другой у крепости Константиногорской». Так появились станицы Кисловодская, Горячеводская, Ессентукская, Боргустанская, кстати, последняя была заложена возле Рим-горы выше по реке Подкумок от станицы Кисловодской.
В декабре 1825 года по реке Бугунте в полутора километрах от впадения ее в реку Подкумок было поселено 235 семей линейных казаков Волгского полка, ведущих родословную от волжских казаков. За участие в бунте Пугачева они были сосланы на Кавказ, а потом расселены по Азово-Моздокской оборонительной линии. Таким образом, источники отошли в собственность станичного казачьего общества. В этой местности появились многочисленные ямы, родоначальницы будущих ванн, где купались больные. Целебную воду привозили в бочках, и, чтобы использовать ее для лечения, подогревали при помощи раскалённых пушечных ядер и «самоварами». С 1845 года Ессентукская станица входила в состав 2-го Волгского полка, штаб которого располагался здесь же. В ней тогда насчитывалось 833 души мужского пола.
Только в 1846 году ессентукские источники были взяты под казенную опеку. В 1849 году из акаций и тополей, привезенных из-под Пятигорска и долины реки Подкумок, закладывается Нижний парк, где по проекту зодчего С. И. Уптона, построившего много великолепных зданий на Кавминводах, были сооружены в 1856 году каменная питьевая галерея над источником № 17, а в 1866 году –  первое каменное здание соляно-щелочных ванн.
Ессентукские казаки не только занимались обустройством курорта, хлебопашеством, но и несли воинскую службу, принимали активное участие в русско-турецких войнах. Так, свыше пятидесяти казаков были награждены боевыми наградами во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов. Во время Первой мировой войны ессентукские казаки воевали на Западном фронте в составе 1-й Терской казачьей дивизии и в Закавказье,  показали себя храбрыми защитниками Отечества. Тринадцать из них стали полными  Георгиевскими кавалерами, а свыше шестидесяти –  кавалерами ордена Святого Георгия.


Из века в век повелось, что казаки российские, расселяясь по рубежам страны, уходя в походы по освоению новых земель, всегда оставались одновременно пахарями и воинами. Даже идя за плугом, никогда они не расставались с оружием. Горе было тому казаку, который использовал боевого коня на хозяйственных работах.
Издавна терские казаки берегли и защищали южные границы России, участвовали в походах по освобождению славянских народов от турецкого ига. История казачества столь же героична, сколь и трагична. Подвиги лихих храбрецов воспевались в народных песнях, в честь их побед воздвигались памятники и храмы. Но были и черные дни расказачивания, когда последовали расстрелы и концлагеря, массовые исходы казаков в эмиграцию. Правители страны могли унизить, изгнать казаков, но выжечь в их сердцах любовь к Родине – никогда. И терские казаки, забыв обиды, геройски сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Кто не слышал о подвигах знаменитого казачьего корпуса генерала Доватора! Сыновья и внуки казаков сегодня достойно несут службу в российской армии.

Собрался зимой 1992 года сход ессентукских казаков и решили они увековечить память казаков, погибших за Россию. Заложили камень на месте будущего памятника на площади перед городским Домом культуры, кинули клич на сбор средств.
27 сентября 1992 года в торжественной обстановке прошло открытие памятника. На многочисленные пожертвования вырос на площади православный крест высотой около пяти метров.  На медной доске, прикрепленной к его основанию, выбита надпись: «Казакам, погибшим за Россию в 1825 – 1990 г. г., царство небесное. Вечный покой». На открытие памятника собрались и стар, и мал. Мы разговорились со старым казаком А. Н. Масютиным. Ему 12 октября исполнится 82 года. «Мои предки заселяли станицу Ессентукскую. Тогда вокруг церкви был глубокий ров шириной в 6 метров. В 1936 году, когда в первый раз стали возрождать казачество, я ездил с делегацией в Москву. Тогда мы показывали мастерство джигитовки прямо на Красной площади. Наш Терский казачий полк обошел по всем показателям и кубанцев, и донцов. Кстати, наш третий эскадрон располагался в районе Нижнего рынка. Очень рад, что в Ессентуках не забыли погибших казаков, поставили им памятник».
Возле памятника группа молодых парней в казачьей форме оживленно беседует с миловидной дивчиной. Оказалось, что в гости к нашим землякам, участвовавшим в военных действиях в Преднестровье, приехала их медсестра.
–    Я счастлива повидаться со своими военными друзьями, – сказала Елена, – скоро поеду назад, домой. Но никогда не забуду этих ребят, защищавших нас.
 Совершил молебен по погибшим казакам и освятил памятник настоятель Николаевской церкви протоиерей отец Николай.
–     Сегодня великий христианский праздник, – сказал он, – Воздвижения Животворящего Креста Господня. И я доволен, что казачество города открывает памятник погибшим казакам за Россию в виде Креста, и что я в этот светлый день освятил его. Пусть Крест, как ангел-хранитель, защищает сей град и народ от всякого зла и насилия.

12 июня 1997 года в День независимости России Ессентукский отдел Терского казачьего войска принимал многочисленных гостей. На торжественное открытие единственного в России памятника «Казаку» приехали представители других отделов ТКВ, первый заместитель председателя правительства Ставропольского края В. В. Хорунжий, руководитель администрации Кавказских Минеральных Вод И. И. Никишин, глава города Ессентуки В. П. Бондарев, депутат Государственной Думы Ставропольского края А. Я. Месечко, бывший атаман линейного казачества П. С. Федосов и многие другие.
Честь открытия памятника «Казаку» была предоставлена члену Совета старейшин Ессентукского отдела ТКВ, потомку последнего атамана Ессентукской станицы В. И. Глухову и молодому казаку Андрею Скрипникову. Звучит гимн Терского казачества «Между серыми камнями», сброшено покрывало, и перед собравшимися предстала величественная фигура казака в парадной форме. Лихо заломлена папаха, бурка полускинута с плеч, левая рука лежит на эфесе сабли, взгляд устремлен вдаль. Отзвучали приветственные речи, освятил памятник настоятель Николаевской церкви протоиерей отец Николай, легли к памятнику живые цветы.
Автор памятника «Казаку» – выпускник Саратовского художественного училища и Ростовского архитектурного института И. П. Скиданов.
Гордо стоит памятник на площади Возрождения и напоминает всем, что независимость и целостность России неотделима от возрождения казачества.

На встрече епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта с предпринимателями города Ессентуки встал вопрос о завершении строительства главного его храма Великомученика Целителя Пантелеимона. Тогда церковные службы будут проходить в верхнем пределе храма, а нижний предел будет отдан под музей Ессентукского казачества, которое и основало знаменитый в настоящее время город-курорт Ессентуки.
И вот 4 июля 2013 года был сделан первый шаг по организации в храме музея Ессентукского казачества. На стенах нижнего предела храма были прикреплены памятные доски в честь генерал-лейтенанта Василия Потто, хранителя истории Терского казачьего войска, командиров Первого, Второго и Третьего Волгских полков, ессентукских казаков-кавалеров ордена Святого Георгия и Георгиевского оружия. Освящение памятных досок провели руководитель епархиального отдела Пятигорской и Черкесской епархии по взаимодействию с казачеством протоиерей Стефан Фещенко и настоятель Пантелеимоновского храма Василий Журавлев.
–    Сегодня значимое событие в истории Ессентуков,– сказал   протоиерей Стефан Фещенко. – Мы по поручению епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта восстанавливаем историческую справедливость в отношении казачества и освящаем памятные доски с именами Георгиевских кавалеров. Такие награды надо было заслужить личной храбростью и даже иногда ценой собственной жизни. В тысячелетней истории Руси были моменты, когда наше государство было на грани гибели, и только героизм народа спасал Россию. Сегодня казачество также играет важную роль в становлении мира на Северном Кавказе, и надо складывать свою жизнь так, чтобы не было стыдно перед людьми, запечатленными на этих памятных досках.

 

 Пользователь
Имя
Пароль
 Молитвы
Молитвы, которые должен знать каждый казак

Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на Небесах! Да славится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко не Небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва за Отечество
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови Достояние Твое, победы благоверным людям на супротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим живительство. Аминь.

 Статистика
© 2025 ЕССЕНТУКСКОЕ ГОРОДСКОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО (ЕГКО)