Гимн терских казаков

Между серыми камнями,
По ущельям среди скал
Серебристыми волнами
Бурный Терек пробегал.

Начинаясь у Казбека,
Наверху среди снегов,
Он уж больше чем три века,
Поит терских казаков.

И вспоенный ледяною
Чистой терскою водой
Казак сердцем и душою
Любит Терек свой родной.

Вот бежит, бежит наш Терек,
Бьет волнами по камням,
И ласкает влажный берег:
Не сдадимся мы врагам!

Что, казачки, нам преграды?
Пусть что хочет враг творит!
Служим мы не для награды –
Из нас каждый говорит.

Заповедовали деды:
Сберегать России честь!
Ради славы и победы
Своей жизни не жалеть!

Информация » История Терского казачества

История Терского казачества

Из глубины тысячелетий и до нашего времени

Так уж сложилось в России, что ее историю писали, в основном, иностранные ученые, приглашенные нашими царями и царицами из Германии и Англии. Вот почему практически ничего не было известно о предках славян, которые жили на территории почти всей Европы. Те же германские племена смогли образовать свое государство только в упорной борьбе со славянскими племенами, которые и сейчас живут на территории Германии. Не очень хорошие впечатления от предков славян были и у англичан, которые также вели с ними борьбу за обладание островом-государством. Праславяне жили на огромной территории и отсюда их волны миграции достигали даже Индии и Ирана 3500-3400 лет тому назад, где их арийский или праславянский язык трансформировался в санскрит и стал основой группы иранских языков. И вот это страшное слово «арии» стало тем неодолимым препятствием для изучения происхождения славян уже в советское время, так как увязывалось с созданием и пропагандой фашистских организаций в СССР. Да и в наше время образование славянских организаций не очень приветствуется. Вот почему мы так мало знаем о своих предках. Исторически славяне делятся на восточную группу – русские, украинцы, белорусы; западную группу – поляки, чехи, словаки, лужичане; южную группу – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы. Отдельную группу славян составляют казаки. Вот что пишет в своей книге «Древняя история казачества» историк Е. П. Савельев: «…казачество, как лихие конники на суше и отважные мореходы на море, было известно за много веков до Рождества Христова. Оно в Х веке до Р. Х. на 30 кораблях с берегов Дона, Днепра и Днестра ходило на защиту Трои…» Казаки, которых называли и бродниками, и варягами, несли охранную службу при торговых караванах финикийцев, потом греков, водили суда по Волге и Каспию. Арабы их считали искусными мореходами и пиратами. По арабским источникам в 812 году казаки на 500 кораблях по 100 человек в каждом произвели страшное опустошение на берегах Каспийского моря. В русских летописях казаки были известны под общим именем Черных Клобуков и Черкасов. В персидской географии 982 года эти земли на Северном Кавказе именовались «Земля Касак».
    Последние исследования историков (Александр Асов «Русколань: Древняя Русь. История и традиции русского казачества», Москва, «Вече» 2004 и другие) позволяют проследить происхождение предков славян. Ими приводятся достоверные сведения о том, что древняя Русколань занимала земли от Волги и Северного Кавказа до Дуная. Потом она пала от нашествия готов и гуннов в IV веке н. э. Античные и раннесредневековые историки и писатели считали венедов, роксалан и антов, живших на Северном Кавказе и в Северном Причерноморье, потомками жителей Русколани. Что касается наших родных мест, то А. Асов пишет: «В те годы не только сарматское и русколанское происхождение русов не вызывало сомнений.

Очевидным казалось и то, что пришли русы с Кавказа. А подтверждением тому, что прародина славян находилась в древности на Северном Кавказе, являлось для историков той эпохи проживание с древности и вплоть до их времени  на Северном Кавказе наследников роксалан – казаков, или черкасов (черкесов), как тогда именовали  и южнороссийские, и малорусские роды». Да и наше Пятигорье, как считает Александр Асов, являясь  ядром  Древней Руси – Русколани, было заселено потомками русколан-черкасами и пятигорцами. Здесь была страна Пятигория со своей христианской религией. Во времена татаро-монгольского нашествия она подчинялась Золотой Орде, которая терпимо относилась в то время к разным религиям. Специально были созданы Подонская и Сарайская христианские епархии. В 1282 году татарский баскак Ахмат вызвал с Кавказа «Пятигорских Черкасов» и поручил им охранную службу в Курском княжестве. Потом они образовали город Черкасы на Днепре. После принятия татарами ислама начинаются гонения на христиан, особенно во времена хана Узбека. Хан облюбовал район Пятигорья для своей летней ставки. Русское население вынуждено было уйти частью на Терек, где и были заложены основы Терского казачества, частью на Дон, а еще гипотетически в Приэльбрусье, где в то время были благоприятные условия для проживания. Есть достоверные сведения о том, что в 1380 году жившие у Гребенных гор казаки преподнесли великому князю Дмитрию икону Богородицы (Гребневской), когда он возвращался после Куликовской битвы. Не случайно, в 1395 году эмир Тимур после пятидневного стояния в Пятигорье ушел походом в Приэльбрусье и разгромил какое-то объединение христиан.

Огнем и мечом прошел монгольский завоеватель по Северному Кавказу, превратив его территорию действительно в «дикое поле». Описание дальнейшей истории казачества Северного Кавказа мы находим на страницах книг В. А. Потто «Два века Терского казачества (1577-1801)», г. Ставрополь, «Кавказская библиотека», 1991г., И. Л. Омельченко «Терское казачество», г. Владикавказ, изд-во «Ир», 1991 г., Д. И. Савченко «Терское казачество в истории присоединения Северного Кавказа к России», г. Пятигорск, 2005 г., Справочник «Административно-территориальное устройство Ставрополья с конца XVIII века по 1920 год», г. Ставрополь, 2008 г. и др. Поэтому в данной небольшой книге мы дадим только общие вехи становления Терского казачьего войска.
Как считает Д. И. Савченко, в 1520 году случился исход части рязанских казаков на Терек. Здесь уже жили так называемые вольные казаки, ушедшие сюда после нашествия эмира Тимура. Некоторые из рязанских казаков остановились в устьевой части реки, где занимались рыболовством, а то и уходили в набеги в персидские пределы. Их называли низовыми терскими казаками. В 1559 году они овладели городом Терколте или Тюмень на одном из рукавов Терека. Другая часть рязанских казаков ушла на гребни гор к поселениям вольных казаков, где проходил широко известный торговый путь, по которому караваны купцов шли из Средней Азии, Персии, Шемахи и далее через Керченский пролив в Крым.

Заняв выгодные позиции на гребнях гор – отсюда и название «гребенские», казаки охраняли проходившие караваны, за что получали плату. Здесь же и были образованы две постоянные станицы: Червленная в 1567 году и Щедринская в 1569 году. Позже были поставлены еще три станицы. Уже в 1556 году терские казаки попросились под государеву руку Ивана Грозного. Депутацию казаков царь принял как иностранных послов и признал их право на земли терского низовья. В декабре 1563 года на помощь князю Темрюку царь посылает астраханских стрельцов под началом Григория Плещеева. Стрельцов сопровождали пять казачьих атаманов с пятьюстами казаками. В этом же году Плещеев ставит городок на правом берегу Терека. В 1571 году князь Воротынский подготовил первый Устав сторожевой казачьей службы, который поделил казаков на городовых, полковых, сторожевых и станичных. В 1577 году астраханский воевода Лукьян Новосельцев перестраивает городок Терки в мощную крепость, к гарнизону которой впоследствии присоединяется община вольных терских казаков. Турки не смогли смириться с потерей своего влияния в этой части Северного Кавказа, и по их наущению сюда приходит в этот год крымское татарское войско численностью в 25 тысяч человек. Но его разбивают объединенные силы русских и горцев, а отступающий отряд в 10 тысяч воинов разгромили терские казаки. И как пишет В. А. Потто, «…и с этих именно пор, т. е. с августа 1577 года, Высочайше повелено считать старшинство (год образования) нынешнего Терского казачьего войска». Началась регулярная служба терских казаков России. При закладке новых станиц и поселений казаки занимали пустующие земли, вступали в дружеские связи с горскими племенами, жившими в горах, очень развито было куначество. Но жизнь в этом крае, который был лакомым куском для турок, крымчан, персов, дагестанских шамхалов, была очень трудной и опасной. Почти беспрерывно идут нападения персидских и кумыкских войск, чеченцев. Терцы также участвовали во всех войнах царя Петра I,  в азовских походах и в битве под Полтавой. Царь высоко ценил боевые качества терских казаков: «Людей турских и крымских побили, с Чигиринских гор окопы их, городки, обозы, наметы, пушки и знамена сбили, многие языки поймали – отчего визирь турского султана и крымский хан, видя над собой такие промыслы и поиски, от обозов отступили и пошли в свою землю». В 1711 году по настоянию русского командования казаки переселились на левый берег реки Терек и поставили кордонную линию на протяжении 80 километров, где в 1712 году располагалось пять станиц – Червленная, Щедринская, Новогладковская, Старогладковская и Курдюковская. Во время персидского похода императора Петра I  в 1722 году была заложена крепость Святой Крест и началась организация новой кордонной линии по реке Сулак. Для этого часть терцев и тысяча казачьих семей с Дона были переселены на новое место и образовали Аграханское войско. Значительная часть казаков вымерла от лихорадки и погибла от набегов горцев. Затем в 1763 году возводится крепость Кизляр, куда переселили астраханских казаков. Было образовано Терское Семейное войско. В 1784 году закладывается крепость Владикавказ у начала Военной Грузинской дороги, потом в 1861 году она становится городом, ставшим административным центром Терской области. Из Гребенского, Терского Семейного, Волгского, Моздокского, Хоперского и Терского казачьих полков образуется Кавказская линия поселенных казаков. С 1816 по 1829 годы войсками на Кавказе командовал генерал Алексей Петрович Ермолов, который в 1818 году заложил крепость Грозную. 25 октября 1832 года выходит Указ Императорского Величества об объединении казачьих войск в единое Кавказское линейное войско со штабом в городе Ставрополе. Первым наказным атаманом войска стал генерал-майор Петр Семенович Верзилин. Строятся новые кордонные линии по реке Сунжа, появляется большое количество новых станиц. С окончанием военных действий на Кавказе и пленением имама Шамиля в 1860 году Кавказская линия была разделена на Терскую и Кубанскую области и Ставропольскую губернию. «Решено было обособить казачество, и в 1861 году оно получило название Терского казачьего войска», – пишет И. Л. Омельченко. Активно участвовали терцы в турецкой войне 1877 – 1878 годов.
К началу царствования Александра III  в 1881 году численность казачьего населения в Терской области достигала 130 тысяч человек обоего пола. И в этом же году Терское казачье войско было награждено Георгиевским знаменем с юбилейной Александровской лентой за многовековую службу России. 24 декабря 1890 года для Терского казачьего войска установился день войскового праздника – 25 августа (7 сентября по новому стилю), день апостола Варфоломея, святого покровителя войска. В первую мировую войну (1914 – 1918 гг.) 18 тысяч терских казаков участвовали в сражениях с немцами на Западном фронте и в Закавказье. Было выставлено 12 конных полков, два пластунских батальона, две батареи, две гвардейские сотни, пять запасных сотен, 12 команд. И казачьи формирования не знали дезертирства. До Октябрьской революции терские казаки проживали в 70 станицах, входящих в четыре полковых отдела: Кизлярский (21 станица), Моздокский (15 станиц), Пятигорский (14 станиц), Сунженский (20 станиц). Терским казакам принадлежали обширные земельные территории, примерно треть от всей Терской области – около двух миллионов десятин. Войско также владело побережьем Каспийского моря, водами Терека, Малки, Сунжи. Было развито скотоводство, землепашество, рыбная ловля, шелководство, пчеловодство. И всегда казак был наготове нести военную службу. При этом, как писал казачий публицист и историк Ф. И. Елисеев, казаки уходили на действительную четырехлетнюю службу на собственном коне с седлом, в трехкомплектном обмундировании, положенном по арматурному списку: три черкески, три бешмета, три папахи, три пары белья, полотенца, носовые платки, сапожная щетка, щетка и скребница для чистки коня, сетка для сена, саквы для овса, торбы, попона, шило, швайка, иголки, плитки, ушивальники для починки седла и белые холщовые сумочки для соли, сахара, пшена; две пары новых сапог и одна пара ноговиц с чевяками. Кроме того, «каждый казак должен иметь кинжал с поясом, шашку кавказского образца, мягкий кожаный патронташ для боевых патронов и черкесскую легкую плеть для коня». Для черкесок мирного времени полагался комплект из 28 холостых патронов с пулями, которыми заполнялись  «подгазники» на черкеске, по 14 штук в каждую сторону. И все это приобреталось на собственные деньги каждого семейства, отправляющего своего сына на действительную службу. От казны казак получал винтовку, подковы, фураж для лошадей, довольствие и постельную принадлежность. Кроме того, ему были положены «ремонтные» деньги 1 рубль 28 копеек и жалованье 50 копеек в месяц.
Гражданская война, как самая страшная из всех видов войн, когда брат идет на брата, сын на отца, принесла очень много бед терским казакам. В этом свою роль сыграла Директива Оргбюро ЦК РКП(б) за подписью Свердлова, принятая 24 января 1919 года, по которой предписывалось физическое истребление казаков и их семей. Результатом данной директивы стало уничтожение полутора миллионов казаков на Юге России. В некоторых станицах до 80 % казачьего населения было «выбито» красными комиссарами. И уже в настоящее время 24 января отмечается российским казачеством как День памяти казаков – жертв политических репрессий и геноцида казачества. Был и приказ Серго Орджоникидзе, по которому все станицы следовало «отдавать беднейшему безземельному населению и в первую очередь всегда бывшим преданным Советской власти нагорным чеченцам». А Троцкий заявил на собрании комиссаров Южного фронта в Воронеже; «Казачество – опора трона. Уничтожить казачество как таковое, рассказачить казачество – вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаками, выселить в  массовом порядке в другие области».  25 марта 1920 года был издан Декрет об упразднении казачьих войсковых земель. Трагической датой для терских казаков стало 27 марта 1920 года, когда насильно выселенные со своих исконных мест 72 тысячи членов семей казаков должны были прийти в Беслан для решения их дальнейшей участи. К пунктам назначения пришли только 35 тысяч, остальные – дети, женщины, старики были «вырублены» горцами. Собственно репрессии продолжались вплоть до начала 30-х годов прошлого столетия. Но потом оказалось, что без казаков боеспособность территориальных частей Красной Армии стала падать, и им разрешили нести военную службу. По Постановлению ВЦИК казаками укомплектовывались кавалерийские дивизии, конные корпуса. С  самого начала Великой Отечественной войны в боевых действиях участвуют 152-й Терский казачий полк и 5-я Ставропольская казачья дивизия им. М. Ф. Блинова. Около 6,5 тысяч пеших бойцов и 1,7 тысячи всадников входили в состав истребительных отрядов, приданных НКВД для борьбы с бандитизмом, для охраны важных военных объектов. Прославился своими подвигами на полях сражений и кавалерийский корпус генерала Доватора. После войны терские казаки активно участвовали в восстановлении порушенного народного хозяйства. За советский период в результате административно-территориальных переделов Терская область была поделена между Дагестаном, Чечней, Ингушетией, Северной Осетией, Кабардино-Балкарией и Ставропольским краем.
Демократические преобразования конца восьмидесятых годов прошлого столетия позволили восстановить утраченные социальные общности, среди которых особое место занимает казачество. Наиболее емко данный период представлен в информационных материалах к расширенному заседанию комитета Государственной Думы Ставропольского края по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству, которое прошло 4 марта 2009 года в Ессентуках, собственно, откуда и берется описание этого раздела.
30 июня 1990 года в городе Москве состоялся Большой Учредительный Круг Союза казаков России, в работе которого приняли участие 263 делегата. А уже 28-29 сентября этого же года на первом Круге казаков Ставрополья была учреждена общественная организация «Ставропольский краевой Союз казаков (СКСК)». В него вошли Зеленчукский и Пятигорский округа, казачий Круг города Ессентуки. К маю 1991 года Ставропольский Союз казаков стал самым многочисленным в СССР – количество членов его возросло до 25 тысяч человек. Именно поэтому второй Большой Круг Союза казаков России прошел 8-10 ноября в городе Ставрополе. На нем присутствовало уже 800 делегатов. Первым нормативным правовым актом, включающим упоминание о казачестве, стал Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года за № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», установивший возможность возмещения ущерба, нанесенного репрессированным народам и отдельным гражданам. Процесс идентификации и самоорганизации Ставропольского казачества был осложнен тем, что исторически здесь проживали терские, кубанские и донские казаки. В ноябре 1992 года потомственные казаки-терцы, проживающие в регионе Кавказских Минеральных Вод, в составе Пятигорского округа вышли из Ставропольского краевого Союза казаков и присоединились к Терскому казачьему войску. А в июле 1993 года под предлогом интеграции казачьих обществ северокавказского региона было создано «Кавказское линейное казачество» – в дальнейшем «Кавказское линейное казачье войско». Но в 1996 году оно было упразднено.
Особую роль в активизации движения за возрождение казачества сыграли потомки терских казаков. Они на Малом Круге, прошедшем 23 марта 1990 года в городе Владикавказе, возродили Терское казачье войско, официально ведущее свою родословную с 1577 года. В течение этого года были образованы Сунженский, Терско-Гребенский, Моздокский, Терско-Малкинский, Наурский и Грозненский отделы. И уже к 1991 году возрожденное Терское казачье войско насчитывало 40 тысяч казаков.
События, связанные с осетино-ингушским конфликтом, усиление угрозы со стороны сепаратистского режима в Чеченской Республике, массовый отток русскоязычного населения  и выдавливание казаков с мест традиционного проживания способствовали проведению летом 1993 года чрезвычайного Круга Терского казачьего войска. На нем было выдвинуто требование к руководству России по принятию неотложных мер к стабилизации обстановки на Северном Кавказе. Поэтому 15 марта 1993 года президентом РФ Б. Н. Ельциным был подписан Указ «О реформировании военных структур, пограничных войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества», положения которого касались основ службы казаков в Вооруженных Силах и земельного устройства казачьих обществ (частное, коллективное и общинное землепользование). 22 апреля 1994 года Правительством РФ было принято Постановление № 355 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству». Им была признана необходимость возрождения государственной службы казачества, определены механизмы государственного управления и казачьего самоуправления, восстановления  традиционного землепользования казачьими общинами. Широко поддерживаемая идея о государственной службе казачества была реализована Указом Президента РФ от 9 августа 1995 года за № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», определившим основы несения казачьими обществами государственной и иной службы. Совершенно логичным стало образование Главного управления казачьих войск при Президенте РФ в целях улучшения взаимодействия федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти с казачьими обществами – Указ Президента РФ от 20 января 1996 года за № 67.
Далее последовало принятие указов Президента РФ от 16 апреля 1996 года за № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» и за № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы». Согласно указанным актам Президента РФ члены казачьих обществ приобретали право на несение военной службы, могли привлекаться к охране общественного порядка и государственной границы в составе общественных формирований. Предусматривались и иные виды службы: охрана объектов государственной и муниципальной собственности, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, таможенная, природоохранная служба и др. Кроме этого, члены казачьих обществ, взявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы, имели право на получение земельных участков под индивидуальное строительство, беспроцентных ссуд на приобретение хозяйства, безвозмездную финансовую помощь на строительство домовладений в пограничной зоне, а также на материалы для строительных нужд.
Желая реализовать глубокие личные убеждения в необходимости защиты интересов государства и его граждан, по собственной инициативе казаков и при поддержке руководства Северо-Кавказского военного округа в 1996 году был сформирован, в основном из терских казаков, 694 отдельный мотострелковый казачий батальон им. генерала А. П. Ермолова, который участвовал  в восстановлении конституционного порядка в Чеченской Республике. В ожесточенных боях в населенных пунктах Грозный, Орехово, Старый Ачхой, Бамут и др. казаки выполнили боевые задачи, потеряв убитыми 27 и ранеными 262 человека.
Несмотря на объективные внешние и внутренние факторы, осложнявшие объединение терского казачества, завершением данного процесса необходимо считать вхождение в 1997 году терских казаков в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, после того как Указом Президента РФ от 12.02.1997 г. за № 97 был утвержден Устав Терского казачьего войска.
3 октября 1998 года состоялся объединительный Круг кубанских и терских казачьих отделов Ставропольского края, учредивший единую казачью организацию – Ставропольское окружное казачье общество Терского войскового казачьего общества (СКО ТКВ). С 1999 года Ставропольский казачий отдел Терского казачьего войска, включающий 18 отделов и объединяющий около 17 тысяч человек, стал основой казачьих обществ Ставропольского края.

 

 

 

Использованы материалы книги Эдуарда Стативкина «ТЕРСКИЙ КАЗАК, знай свою историю»

 Пользователь
Имя
Пароль
 Молитвы
Молитвы, которые должен знать каждый казак

Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на Небесах! Да славится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко не Небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва за Отечество
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови Достояние Твое, победы благоверным людям на супротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим живительство. Аминь.

 Статистика
© 2019 ЕССЕНТУКСКОЕ ГОРОДСКОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО (ЕГКО)
создание сайта